Анализ уровня организации внеаудиторной самостоятельной
работы в колледже
Одним из направлений работы колледжа является формирование самостоятельной деятельности студентов, в процессе которой, в первую очередь, решаются вопросы выработки у студентов ценности той самостоятельности, которая осуществляется по определенным нормам и правилам. Важнейшей характеристикой самостоятельности является то, что в ней всегда реализуется внутренняя необходимость, побуждающая человека к определенной активности.
Современные молодые люди свободны в своем выборе, будь то образование, работа или творчество. Они молоды, а значит, полны сил, идей и возможностей их реализовать.
Наряду с формированием профессионально значимых качеств студентов, важными задачами педагогического коллектива являются, и создание благоприятной среды для становления личности, готовой к полноценной жизни в реальных условиях, развитие качеств человека - культуры, законопослушного гражданина РФ.
Задачи педагога:
- создать условия для самостоятельной деятельности;
- вооружить студентов методами и приёмами творческой работы;
- обеспечить студентам основные условия для творческой деятельности;
- предоставить время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).
Условия самостоятельной деятельности:
- обмен и борьба мнений;
- свобода критики;
- снятие психологической инерции;
- проведение детального анализа;
- не избегать вопроса "почему?";
- сам педагог творческая личность;
- сотворчество педагога и студента;
- мотивация.
Способы стимулирования самостоятельной активности:
- создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- использование личного примера творческого подхода;
Формы внеаудиторный самостоятельной работы по характеру взаимодействия
Педагог Педагог
Активные формы Интерактивные формы
индивидуальная работа анализ ситуаций
подготовка сценариев творческие задания
подготовка презентаций
выступления на мероприятиях
В колледже прослеживается развитие самостоятельной деятельности через общественную деятельность (в номинации "Социально-значимое достижение в общественной деятельности" студентка Ветрова Ольга награждена денежной премией Главы администрации города), различные акции и мероприятия, волонтерство, клубная деятельность.
- праздничный концерт, посвященный Дню знаний;
- в рамках недели первокурсника клуб «Поиск» под руководством Назаровой Е.Г. провели экскурсию по городу Кузнецку;
- посвящение в студенты;
- праздничное мероприятие в Доме ветеранов, посвящённое Дню пожилого человека;
- Студенты организации «Панацея» провели беседус учениками 4х классов МБОУ СОШ №5 на тему "Роль овощей в питании"
- участие во Всероссийской акции «Живи, лес!»
- мероприятие «С днём рождения колледж!», подготовленное студентами клуба «Поиск»
- видеолекторий«Три ступени, ведущие вниз» («Панацея», рук. Антонова Д.В.)
Самостоятельная внеаудиторная деятельность у студентов проявляется уже на первом курсе, когда формируется учебная группа. Наблюдая за первокурсниками, сформировывается ряд преимуществ для саморазвивающейся личности. Это и поддержание дисциплины в группе, выборы актива группы, распределение обязанностей среди членов актива, выборы в центры самоуправления колледжа, доверительные отношения, осознание некоторых подростковых и юношеских ситуаций, по большей мере, благоприятный психологический микроклимат в группе. Идет подготовка к конкурсу «Новая волна», где также можно отметить элементы самостоятельной работы студентов (постановка танцев, подбор песенного репертуара)
Включение студентов в ситуацию соревновательности. Данный вид деятельности предполагает организацию освоения студентами навыков подготовки к участию в различных конкурсах, олимпиадах, проводимых на уровне колледжа, города и области, а также организацию общественного признания результатов организованной и положительно направленной самостоятельности. Включенность студентов в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками самостоятельнойдеятельности. Создание соревновательного момента, стимулирующего студентов к дальнейшей самостоятельной деятельности по самосовершенствованию.
Студентами колледжа было проведено анкетирование, в ходе которого определилась степень сформированности у студентов колледжа потребности в саморазвитии, самоорганизации.
Опрос показал, что у подрастающего поколения не сложилось четкого представление о целях учебы.
Из анализа ответов следует, что у многих студентов отсутствует потребность в самореализации.
Ценным оказалось то, что каждый третий респондент указал потребность в познании своих индивидуальных задатков и способностей. Также исследование выявило, что большинство студентов колледжа не понимает роли самоорганизации в преодолении различных трудностей.
Каждый пятый респондент пока не стремится самостоятельно совершенствовать свою деятельность. Более трети опрошенных при возникновении каких-либо затруднений, сразу же обращается за помощью к преподавателю, показывая отсутствие установки и навыка решения возникающих трудностей без помощи со стороны.
Практические рекомендации педагогам колледжа
Самостоятельная работа очень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности, связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная из которых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добиться систематической внеаудиторной работы первокурсников в адаптационный для них период, нужен более пристальный внешний контроль со стороны преподавателей за этой областью их учебной деятельности.
Многие первокурсники испытывают большие затруднения, связанные с умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Вот почему очень важно, чтобы преподаватели разрабатывали и внедряли методы рационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов.
Всякая самостоятельная внеаудиторная работа должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие данного мероприятия. От этой установки будет зависеть, какие детали или объекты будут восприниматься студентами более ярко, а на какие они не будут обращать внимания. Основной метод формирования установки – это актуализация проблемы.