ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 

 

«Уровень самостоятельности студентов в плане подготовки
научно-исследовательской работы»


На современном этапе развития системы профессионального образования, научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.
Так же на современном этапе  при изучении национальных и мировых направлений развития профессионального образования совершенно отчетливо проявляются определенные тенденции одна из которых:
а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов:
центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании. (о чем свидетельствуют стандарты 3 поколения)
В этой связи стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел абитуриент в сопоставлении с требованиями к выпускнику .
В соответствии с определенными компонентами определены параметры сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
Уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:
1) высокий уровень характеризуется пониманием значимости научно-исследовательской деятельности, интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности, удовлетворенностью от изучения дисциплины и собственной научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать, работать с литературой, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее, высокой познавательной активностью, адекватной самооценкой, способностью анализировать собственную деятельность и выявлять способы и пути саморазвития);
2) средний уровень характеризуется пониманием личностной значимости научно-исследовательской деятельности, поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской деятельности, неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, неполным владением базовыми знаниями и умениями, не всегда адекватной самооценкой, стремлением к самообразованию, но не всегда адекватным оцениванием собственной деятельности);
3) низкий уровень характеризуется неустойчивым интересом к изучаемой дисциплине, непониманием социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой, видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования, недостаточной удовлетворенностью собственной деятельностью, неспособностью к творческому решению задач, незначительной рефлексией своей деятельности, не всегда адекватной самооценкой, фрагментарным самоанализом, отсутствием стремления к саморазвитию и самосовершенствованию).
Установлено, что у 70 % студентов низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, а у 30 % - средний уровень. Именно с этим мы и сталкиваемся  в своей профессии и из года в год сетуем на низкий уровень самостоятельности наших студентов.
Да, полученный результат свидетельствует о недостаточной подготовленности студентов к научно-исследовательской деятельности и самостоятельности в целом, но это и дает основания для разработки условий формирования готовности к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения.
Очевидно, что на современном этапе развития общества необходимо переосмыслить имеющийся педагогический опыт с целью определения уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявления новых, оптимальных путей, формирования их готовности, которые бы эффективно работали в современной социокультурной ситуации.
У большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие этой деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно.
На ряду с этим, имеет место ряд наиболее значимых  для студентов проблем в НИРС:
1. Недостаточность финансирования научных исследований;
2. Отсутствие материального стимулирования субъектов научно-исследовательской деятельности;
3. Проблема последипломного трудоустройства;
4. Отсутствие социальных льгот как поощрения за научную деятельность;
5. Отсутствие возможности внедрения студенческих научных разработок;
6. Отсутствие регулярных научных контактов с российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах;
7. Отсутствие возможности публикаций студенческих работ;
И ряд других.
В основном преобладает внутренняя мотивация, т.е. человек включен в деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношению к которым она является средством их достижения.

И мы, преподаватели, за частую идем по более простому пути, готовя все за студентов, и отбирая лучших из них даже для выступления с данной работой. А если взять во внимание, что так поступают все педагоги, встретившиеся на их жизненном пути, откуда же взяться всесторонне развитой, способной и любознательной молодежи.  Уповать на природу?..
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.
Самостоятельность в научно исследовательской работе студента является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Выигрывают все. Сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Еще в начале 19 века немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег говорил: «… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно».
А для этого каждый преподаватель  должен уделять НИР и СР не меньше внимания, чем  аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Да мы можем сказать, что нам за это не платят, но ведь самая большая награда для педагога - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности, которые помогли ему поверить в себя и повысить свою самооценку.
Еще раз повторюсь, конечно легче и приятнее работать со студентами высокого уровня готовности и способности к самостоятельной деятельности. Но я считаю, что не менее приятно наблюдать рост ученика в процессе работы с ним, отмечать интерес к дисциплине, повышение самооценки, приобретение им новых навыков. А мы очень часто забываем об этом в погоне за призовыми местами и что еще страшнее сами сеем среди молодежи неверие в справедливость. О какой уж мотивации может идти речь?
Примеры из практики работы кружка «СД в терапии».
На основании этого проанализировав проблему, я сделала вывод о том, что в в нашем учебном заведении, как и по всей нашей стране научно-исследовательской деятельностью студенты занимаются по желанию, ради самой идеи. Возможно, наукой по-другому заниматься нельзя и никакие стимулы, такие как деньги, зачеты и т.д. не помогут студентам стать, возможно, более изобретательней и более творческими.
Следовательно, научной деятельностью занимаются студенты, стремившиеся к самосовершенствованию.

Заведующая учебной частью
Павлова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz