ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 

 

Психолого-педагогический семинар

 

14 ноября 2011 года в Кузнецком медицинском колледже состоялся психолого-педагогический семинар. На семинаре Сулейманова Н.Р. представила доклад, в котором подробно рассказала  о влиянии СМИ на современного подростка. Преподаватель Бурлакова С.Н. презентовала сообщение на тему «Самовоспитание в подростковом возрасте». Председатель ЦМК классных руководителей Карсева Н.С. рассказала собравшимся о субкультурах, и их влиянии на сознание подростка»

   

 

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом,— это сильная тяга к самовоспитанию.
С началом самовоспитания в подростковом возрасте учащиеся впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные усилия. 
Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание.
 Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющего одни и те же  цели.
Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

Рассматривая самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу – бизнеса,  придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Выдающийся русский писатель Л.Н. Толстой 63 года без перерывов вел свои дневники, постоянно увеличивая требования к себе.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание проходит определенный путь развития.
Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь  его преобразования с возрастом представляется следующим.
Первая  ступень — физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст.
Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом.
Вторая ступень —нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст.
Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.
Третья ступеньпрофессиональное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости .
Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни.
К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самоубеждение помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими, представлять собой категорическое и обязательно положительное утверждение: «Я уверен в себе», «Я овладею этим материалом» и др.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Во многих жизненных ситуациях целесообразно использовать прием самоободрения. Так, при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, они вселяют уверенность в своих силах.
Полезно также по-иному, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам. «У меня самые красивые уши в мире, - улыбаясь, говорил древнегреческий философ Сократ. — Назначение ушей - воспринимать звуки. Моя огромная оттопыренная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно».
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1.           Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2.           Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одногруппников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в группе и вызвать у него раздражение и противодействие.
3.           Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4.           Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.

5.           Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию  здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в  коллективе учащихся различных нарушений дисциплины со стороны отдельных учащихся.

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного возраста.
   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz