ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 
 

 

 

назад

«Интегративные формы обучения как необходимые условия внедрения ФГОС III поколения»

Докладчик:   Персанов В. В. – методист, заслуженный учитель РФ

На всем протяжении существования педагогической науки существует отсутствие системной и полноценной взаимосвязи между образованием и рынком труда, а это порождает существенный дисбаланс между требованиями к специалистам со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников профессиональных учебных заведений.
Производственные отношения в России настолько стремительно изменились и продолжают меняться, что успеть за ними, создавая адекватные образовательные стандарты, очень сложно.
В существующих стандартах СПО сформулированы требования к минимуму содержания, а это предполагает освоение определенного объема знаний, умений и навыков,  формирование личностных качеств. А с точки зрения работодателей знания являются необходимым, но недостаточным условием требуемого качества образования. Результаты образования формируются ими не только и не столько в формате, что должен знать, сколько в термине компетенции «что будет способен делать» выпускник профессионального образования.
Стандарты третьего поколения нацеливают на то, что у выпускников должны выработать устойчивые навыки работы в рамках компетенций. При этом каждой компетенции соответствует свой учебный модуль, который включает весь необходимый теоретический и практический материал для ее приобретения.
Мысль учить производственным навыкам рационально и современно поскольку удовлетворяет требованиям рынка труда. А это приведет к качественному изменению методического обучения.
Классическая методика предполагает последовательность:
 «теория примеры упражнения С.Р.»
При этом существующий мониторинг знаний отражает главным образом первые стадии обучения:

теорию
примеры
упражнения


Навыки же контролируются реже в виде проектов, курсовых, выпускных, дипломных работ. Конечно, знания проверить проще, чем навыки, т.к. для контроля навыков должна быть создана среда, близкая к производственной, таким образом, в современности СПО компонент «студент должен знать» превалирует над компонентом «студент должен уметь» и теперь мы обречены на перестройку образовательного процесса. И сделать это необходимо с минимальными моральными потерями.
А вот теперь наша задача, всего преподавательского состава наполнять ФГОС соответствующим содержанием в рамках компетенций. Но наполнение учебных модулей в рамках учебного заведения без учета работодателей невозможно.
В среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости разработки отраслевых профессиональных стандартов и внедрение рамок квалификаций.
В 2006 году правительством РФ утвержден «Комплекс межведомственных мероприятий по развитию СПО на период до 2010 года разработанный в рамках соответствующего поручения президента для обеспечения конкурентоспособности профессионального образовании». Первостепенной задачей стало включение работодателей  в процесс формирования нового содержания профессионального образования через определение ими требованию к выпускнику, что в настоящее время регулируется Федеральным законом № 307-933 от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединения работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Профессиональный стандарт представляет собой подробный характер уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженную в терминах компетенций. Именно через компетенции (понимаемые как способность, готовность) личности применять знания, умения, отношения и практический опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
В стандарте описывается требования сферы труда к работникам и результаты, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям. Содержащие в них требования к выполнению работниками трудовых функций позволяют определить цели, структуру, содержание образовательного стандарта профессионального образования и модульных образовательных программ, основанных на компетенциях.
Одним из современных эффективных методов обучения является интегрированный подход. Он представляет собой высшую форму реализации межпредметных связей, осуществляя таким образом их основные функции:
- методическую – выражающуюся в формировании у студентов диалектико-материалистических взглядов и системного подхода к изучению различных явлений;
- образовательная – состоящая в формировании таких качеств знаний студентов как системность, глубина, осознанность, гибкость;
- развивающая – определяющая их роль в развитии системного и творческого мышления, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию.
Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать как все в мире взаимосвязано и одновременно усилить мотивацию изучения.
Осуществление интегративного подхода требует совместного планирования несколькими преподавателями комплексных форм учебной и внеаудиторной работы, которые предполагают знание ими учебников и программ сложных дисциплин.
Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. А обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Такие уроки  снижают утомляемость, перенапряжение за счет переключения их на разные виды деятельности, повышают интерес к будущей специальности. Они развивают воображение, удерживают внимание, развивают речь, мышление, память, а в итоге способствуют углубленному усвоению материала.
На занятиях по информатике преподаватель Давыдова О.Н. обучая студентов на компьютере показывает как приобретаемые студентами умения могут оптимизировать их трудовую деятельность в будущем. Преподаватель последовательно переводит учебные навыки в профессиональные, объясняя как использовать компьютерные технологии в работе, выбирая нужное программное обеспечение.
Она подбирает творческие задания, которые позволяют проверить уровень учебных умений, и в то же время выполнять профессиональные функции.
Одной из форм внеаудиторной работы с опорой на интеграцию является проведение конкурса профессионального мастерства по всем 3 специальностям, олимпиад (по 2 раза в год), конференции с участием таких дисциплин как хирургия, акушерство, фармакология, терапия, анатомия (острый живот).
Это и исследовательские работы, где студент раскрывает свои возможности. Только в этом году в июне на конференции, а вернее Неделя науки были заслушаны 25 работ по различной тематике, где выводы, предложения, рекомендации и здесь особенно объединенные знания многих учебных дисциплин. Такие формы позволяют выявлять уровень знаний и умений при выполнении заданий различной степени сложности формируют готовность студентов к профессиональной деятельности, позволяют раскрыть потенциальные возможности студента.
Это и разбор производственных и ситуационных задач. Студенты погружаются в деятельность. Идея обучения в процессе деятельности очень стара. Сократ еще в V веке до н.э. утверждал, что нельзя научиться играть на флейте, не играя самому т.е. деятельностные способности формируются лишь при включении их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
О том же в начале 19 века писал Дистервег «Подобно тому, как никто не может за ученика», т.е. с пользой для него есть, пить, переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, учиться. И он же подчеркивал: «настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, в которое вложен огромный труд, а побуждает их укладывать кирпичи возводить здание».
Поэтому для реализации Федерального ГОС можно применить деятельностные технологии, интегральные технологии с включением системы задач, с поэтапным формированием умственной деятельности. Это дает возможность уйти от трансляционного урока к практико-ориентированной     деятельности.
Наступила эпоха единого глобального образовательного сообщества, время требует изменять содержание и создавать новые технологии. В этом плане перспективной стала технология ТОГИС (технологическое образование в глобальном информационном сообществе). Это технологии завтрашнего дня развивающая интегральную образовательную программу, реализуя деятельностный подход.
Функции преподавателей в ТОГИС не являются информационными и надзирательскими, а четко поставлены цели, планирование конкретного результата, управление деятельностью, экспертиза результатов и методы проблемные, модульные.
Научно-технический прогресс увеличивает поток информации, в том числе и учебной, поэтому ведутся поиски методов и технологий, обеспечивающих ее усвоение в те же сроки обучения, поэтому можно информацию компактно сжимать, вводить смысловую компрессию. Это использование фреймового метода (книга Фреймово представление знаний Р.В. Гурин и Е.Е. Соколова).
Предшественником этого метода (Фреймово) можно считать метод опорных конспектов Шаталова В.Ф. Он основан на визуализации учебного материала в виде рисунка, схем, график, формы значков, стрелок и зрением человек получает 90 % всей информации. В основе метода два процесса – сжатие информации и языков выражение ее с помощью символов.
Но для этой технологии сложность: во-первых нужен высокий уровень понимания; во-вторых – владеть реферативными формами изложения; в третьих – владеть способами представления информации в виде фреймовой модели. На этой основе будут выпускаться учебники.
Вывод.
С введением федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения для СПО самым сложным будет внедрение принципиально новых образовательных технологий, поэтому нужны курсы переподготовки преподавателей СПО.

        

назад

 

 

 

 

 

Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz