Кузнецкий филиал ГБОУ СПО Пензенский областной медицинский колледж

 

 

Человек есть вселенная, да и здравствует вовеки он,
                    носящий в себе мир. М. Горький.

 


Обучение в современном медицинском колледже предъявляет к студенту очень высокие требования: усвоение большого объема теоретических и практических знаний – от строения клетки до тонкостей физиологических процессов, происходящих в организме человека.  Основное внимание должно быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки, развитие творческих способностей будущих специалистов.
Курс «Анатомия и физиология человека» в силу своей специфики является одним из самых сложных в медицинском образовании. Студенты в короткий срок должны запомнить огромное число анатомических и физиологических понятий и терминов на русском и латинском языках. И поэтому одной из основных   задач  является совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов.
Я  на протяжении нескольких лет  являюсь заведующей кабинетом Анатомии. Кабинет так же, как и слово учителя, призван учить и воспитывать.
В кабинете анатомии:
? создана выставка творческих работ студентов,
? создана и постоянно пополняет копилка творческих работ студентов,
?   собран дидактический материал, который используется на уроках.
? имеется достаточная материально-техническая база для работы со студентами и развития их творческих способностей (компьютер, обучающие DVDдиски, интерактивный атлас, учебные фильмы),
? проводится исследовательская работа
Процесс формирования творческой деятельности не стихийный, а управляемый и требует большой самоотдачи как от преподавателя, так и от студента. Принцип саморазвития личности вытекает из закономерности, сформулированной  И.П. Павловым: «Человек – система, в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая».
Научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. На уровень творческой и познавательной активности  сильно влияют  отношение преподавателя, его стиль общения, а также настроение самого обучаемого.
Условия творческой деятельности:

  • обмен и борьба мнений;
  • свобода критики;
  • снятие психологической инерции;
  • проведение детального анализа;
  • не избегать вопроса "почему?";
  • сам педагог творческая личность;
  • сотворчество педагога и воспитанника;
  • мотивация.

В своей работе я использую  традиционные и нетрадиционные методы обучения. 
В начале изучения предмета необходимо научить студентов работать с учебником и атласом.  Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему.
Слово "логические" использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Студентам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему.
Работа по составлению и заполнению таблиц позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания студентов, т.е. её можно использовать на любом этапе занятия, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала. 
На занятии используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили студенты самостоятельно. Они в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.
Закрепление и контроль знаний в рамках дисциплины  традиционно ведутся следующими способами: пересказ студентами учебного материала; практические и лабораторные работы; тестовые задания, контрольные работы. Традиционные методы закрепления и контроля знаний, хороши тем, что показывают, насколько точно усвоен материал. Однако они не позволяют выявить то, как студент  научился применять знания, оперировать ими.
Следующим этапом развития творческой работы студентов является подготовка и написание рефератов и создание санбюллетеней. Тема основывается на ранее изученной теме по предмету и при этом рекомендуется чтение дополнительной литературы.
Немаловажным аспектом в развитии творческой личности является создание  в начале учебного года анатомического кружка и  организация и проведение исследовательских работ. Исследовательская работа нацелена на формирование умения искать и осмысливать нужную информацию, выходящую за рамки основного списка литературы по предмету, а также умения грамотно и четко излагать материал при защите работы. Защита работ происходит с использованием мультимедийной программы.
Использование компьютеров позволяет усовершенствовать существующие методы преподавания и обучения, повысить интерес к изучаемому предмету.
Внеклассные творческие работы студентов состоят в создании  электронных уроков,  компьютерных презентаций к урокам,   кроссвордов, сан.бюллетеней, выпуска анатомической газеты.
Эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путём применения творческих задач.
Под творческой задачей можно понимать проблему с нечётко заданными условиями; содержащую некое противоречие; допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Решение творческих задач требует применения различных знаний в этой области, а также могут потребоваться знания из других общепрофессиональных дисциплин. 
Творческие задачи на уроках анатомии  позволяют:
1. Обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
2. Ознакомить студентов  с достижениями в области естественных наук;
3.Развивать творческие способности,  познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;
4.Формировать навыки совместной работы;
5.Установить межпредметные связи.
Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Однако их использование требует большего времени, дополнительной подготовки преподавателя и студентов. Вести занятие, где применяется проблемный подход, сложнее, чем проводить его в объяснительно – иллюстративной форме. Тем не менее, эти занятия оказывают положительное влияние на студентов, формируя у них интерес к анатомии, развивая творческое мышление.
Задачи могут быть разделены на количественные (расчетные), качественные и экспериментальные.
Количественные задачи прослеживаются при наблюдениях или опытах по анатомии и физиологии человека. Например, определение роста и массы тела, подсчет частоты пульса и дыхательных движений, определение жизненной емкости легких, времени максимальной задержки дыхания и т.д. Измерения позволяют проверить навыки самоконтроля и сравнить полученные данные со среднестатистическими. Результаты измерений в дальнейшем могут использоваться студентами для оценки состояния своего здоровья, составления рациона питания и пр.
К качественным задачам относятся, например, задачи на сравнении строения органов человека. Это дает возможность ознакомить студентов с методами сравнительной анатомии. При решении задач такого типа определяются лишь качественные соотношения между биологическими величинами, что даёт возможность выявить причинно – следственные связи между явлениями. При этом часто используются рисунки, графики, таблицы, иногда эксперимент. Задачи на распознавание органов по их функции способствуют лучшему пониманию студентами  связи между органом и его функцией.
К качественным можно отнести также задачи следующих типов:
1.Задачи, требующие распознавания препаратов органов по их словесному описанию;
2. Задачи на определение демонстрируемых физиологических процессов (например, определение условных и безусловных рефлексов и их торможения);
3.Задачи на связь строения и функции, например, определение силы мышечных сокращений; типы кровеносных сосудов и их функции.
4.Задачи на связь теоретических знаний основ анатомии и физиологии человека с личной и общественной гигиеной.
Задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:
1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:


Компоненты внутренней среды

Функции компонентов внутренней среды

Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Плазма
Лимфа
Тканевая жидкость

а) свертывание крови
б) образование антител
в) фагоцитоз
г) транспорт кислорода
д) поддерживание постоянства состава
е) транспорт углекислого газа
ж) образование лимфоцитов, защитная
з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

2. Соотнесите описание ткани с её названием.


Название ткани

Описание ткани

Гладкая мышечная ____
Поперечно-полосатая мышечная __
Нервная ____
Хрящевая соединительная ___
Железистый эпителий ____
Многослойный эпителий ____
Мерцательный эпителий ____
Костная ____
Рыхлая соединительная ____
Жидкая соединительная ____

а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.
б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.
в) Образована клетками с ресничками.
г) Клетки секретируют жидкости разного состава.
д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.
е) Содержит клетки крови.
ж) Хорошо проводит электрические сигналы.
з) Одноядерные удлиненные клетки.
и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.
к) Многоядерные длинные клетки.

К экспериментальным задачам относятся составление гипотезы, формулирование выводов из результатов опыта, доказательство выдвинутых предположений. Задачи на составление гипотезы используется в тех случаях, когда у студентов  были определенные теоретические знания или материалы наблюдений, на основании которых можно сделать какие – либо предположения. Такие экспериментальные задачи проводятся по обычному плану: составление гипотезы, обсуждение способов её проверки, конструирование опыта и его проведение. Правильность выдвинутого предположения доказывается экспериментально.
Предлагается несколько однотипных задач. Одни из них разбираются вместе со студентами, другие используются для самостоятельного составления гипотез.
Пример № 1. Ответьте на следующие вопросы, самостоятельно проделав необходимые действия: наклоны, приседания, вставания и т.п. Почему сидящий на стуле человек не может встать, не наклонившись? Почему при глубоком приседании мы поднимаемся на носки? Почему, если прижаться к стенке правой стороной тела, нельзя отвести левую ногу в сторону? Почему при наклоне вперед без сгибания ног в коленях голень отклоняется назад?

Творчество студентов проявляется и при решении задач, связанных с систематизацией уже известных им фактов. Примером может служить следующее задание.
Пример № 1. Построить схему переваривания углеводов, начиная с их поступления в организм и кончая их утилизацией в клетке. При решении таких заданий студентам разрешено использовать учебник. Используя известные факты, они должны выстроить цепочку: разложение крахмала до глюкозы в пищеварительном тракте, всасывание её в кровь, изменения, происходящие с ней в печени и мышцах, превращения в клетках, где часть её окисляется, т.е. расходуется на удовлетворение энергетических потребностей клетки, а другая часть используется для синтеза новых веществ.
Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес обучаемых к предмету изучения. 
В своей работе я использую исследовательский метод (метод-проектов). Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача студента сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, то при исследовательском подходе студент получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. В результате у студентов появляется потребность в новых знаниях. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске  её решения.
При этом студенты привлекают имеющие  знания из других дисциплин. Например, с целью установления взаимосвязи полученных знаний по дисциплинам « Анатомия и физиология» и «Основы сестринского дела» студенты работают над такими темами как –«Дуоденальное зондирование с точки зрения строения ЖКТ», « Техника постановки клизм с точки зрения строения ЖКТ», «Техника постановки инъекций с точки зрения анатомии». Работая над такими темами студент должен четко знать особенности пищеварительной трубки, топографию нервных волокон  и алгоритм постановки  клизм или инъекций.  ( Условие нахождения пациента во время процедуры  лежа на левом боку обусловлено анатомическим строением, т.к. именно слева происходит поворот сигмовидной кишки.
 


Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Работа, направленная на развитие творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд, даже самый грубый,
возвышается до творчества.
М. Горький

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz