ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 

 

Психолого-педагогический семинар.

 

26 марта 2012 года в Кузнецком медицинском колледже состоялся Психолого-педагогический семинар.  На заседании присутствовало 38 преподавателей колледжа. На повестку семинара были вынесены слудующие вопросы:

  • Социальная ситуация личностного развития подростков, переходный период от зависимости к личностной независимости.

Докладчик: Кудеева Н. М.

  • Основные качества личности, которые воспитываются у современных подростков и юношей. Приоритет воспитания над обучением.

Докладчик: Ракушина Е. Н.

  • Психологические особенности применения различных видов педагогического стимулирования учебно-воспитательной деятельности.

Докладчик: Панкова Т. Е.

  • Анализ анкетирования студентов нового набора в рамках проекта «Пропуски занятий студентами как психолого-педагогическая характеристика управления качеством образования»

Докладчик: Карсева Н.С.

Социальная ситуация личностного развития подростков – это реальные взаимоотношения подростков с взрослым миром. Представление о подростковом возрасте как о наиболее сложном возрастном периоде вызвано теми эмоционально напряженными отношениями, которые возникают в общении с подростками и испытываются самими подростками и окружающими их взрослыми.
Отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков — все это позволяет считать подростковый, переходный возраст наиболее трудным периодом становления личности.
Причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста:

  • понятийный характер мышления,
  • развитие сознания на уровне самосознания,
  • развитие «чувства взрослости»

Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по окончании средней школы. Первая и основная группа качеств — это те, которые связаны с самообслуживанием в колледже и дома. Молодые люди после окончания школы должны уметь самостоятельно устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье (если в этом есть необходимость), самостоятельно готовить пищу, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справится социально адаптированный взрослый человек.
Кудеева Наиля Мянсуровна провела анкетирование среди всех групп I курса, поступивших на базе 9 классов. В анкетировании приняли участие 97 студентов. На вопрос: «Оплачиваете ли Вы коммунальные услуги деньгами родителей самостоятельно?» - 52 человека ответили положительно и 45 – отрицательно. 88 человек сами готовят себе пищу (9 -  не умеют).
Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помогать в этом плане другим.
Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами последней по порядку, но по своему нравственному значению является первой и главной, характеризующей в целом уровень зрелости личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы.
Таким образом, подросток, обладающий этими группами личностных качеств, способен плавно перейти от зависимости к личностной независимости.
Согласно данным проведенного анкетирования 92 человека из 97 имеют собственные взгляды на мир и способны отстоять свою точку зрения (5  - не способны). 63 студента планируют свой день, 34 живут по течению.
Только 28 студентов из 97 опрошенных, самостоятельно  без требования со стороны преподавателей интересуются дополнительной информацией по некоторым дисциплинам через библиотеку и Интернет.  60 студентов не читают другой литературы кроме учебной  и только 37 человек  читают художественную литературу, журналы, газеты.
84 студента умеют сами организовать себе досуг (13 – не умеют), 57 человек посещают дискотеки и вечеринки с танцами (40 – не посещают).
69 студентов употребляют в своей речи хотя бы иногда нецензурные выражения (28  - не употребляют), 15 студентов курят (82 человека ответили на вопрос о курении отрицательно).
Проведя анализ анкетирования можно сделать ВЫВОД:
У большинства студентов, поступивших в этом учебном году в наш колледж, чувство взрослости проявляется во внешнем облике и манере поведения, в романтических отношениях и присутствует социально-моральная взрослость.  А вот чувство взрослости  в интеллектуальной деятельности проявляется у  меньшего количества студентов.
Чтобы соответствовать внутреннему состоянию подростка, быть конгруэнтным социальной ситуации его развития на данном этапе, взрослый должен уметь принять критическое отношение к себе. Однако упреки в некомпетентности, обиды на несправедливость и т. п., высказанные в грубой и даже агрессивной форме, могут быть приняты взрослыми с большим трудом или не приняты вовсе. Способность принять критическое отношение подростка во многом определяется внутренней позицией взрослого, его личностной зрелостью.
Важно подчеркнуть, что сам стиль и эмоциональный тон общения с подростком также должны соответствовать его новому отношению к себе и окружающим, требующему уважения и равенства со стороны взрослых. Старшим бывает трудно, во-первых, отказаться от привычного доминирования, авторитарной позиции и, во-вторых, при попытке строить свои отношения на равных не соскользнуть к подчиненной, «заискивающей» позиции. Здесь необходимо выдерживать позицию равенства, оставаясь в статусе взрослого. Взрослым важно уметь доверять подростку решение посильных для него вопросов, уважать его мнение, в трудных ситуациях устраивать обсуждение вопросов, избегать прямого навязывания своего решения. Общение предпочтительнее строить в форме вопросов, а не прямых распоряжений и назиданий.
Следует заметить, что в целом уважительное отношение к подростку (к его состоянию, настроению, занятиям, высказываниям) должно быть всегда. Дети, выросшие в условиях уважительного отношения к себе, вступая в подростковый возраст, как правило, не проявляют острых конфликтов, по крайней мере, во внешнем плане. Дети, поставленные в условия авторитарного, неуважительного отношения к ним, с приходом подросткового возраста проявляют бунтарство и конфликтность. Если маленькие дети еще терпеливо сносят доминирование взрослого, то подростки явно или неявно сопротивляются этому.

 

Принять идею приоритета воспитания не так и трудно, но найти механизм, обеспечивающий её реализацию, представляется чрезвычайно важным и весьма проблематичным.
Ракушина Елена Николаевна считает, что  наиболее реальными путями, обеспечивающими гуманизацию образовательного процесса и эффективное и качественное воспитание, могут быть:
• повышение и эффективное использование воспитательного потенциала познавательной деятельности, учебного процесса (мотивация, содержание; технологии, система отношений и т.д.);
• развитие дополнительного образования подростков.
Методами педагогического стимулирования на уроках физической культуры поделилась с педагогами колледжа Панкова Татьяна Евгеньевна.
Вопросы, рассмотренные на семинаре, вызнали массу дискуссий со стороны педагогов, но вывод напрашивался только один: обучать современных подростков и не воспитывать при этом - невозможно, в условиях сложившегося социума важным является неотделимость учебного процесса от воспитательного.

 

 

   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz