ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 

 

Планирование открытых учебных занятий

 

Годовой план работы любого образовательного учреждения определяет основные направления работы педагогического коллектива. Эти направления вытекают из анализа работы колледжа за истекший учебный год. Он позволяет определить в какой степени данная проблема решена, кто из преподавателей лучше других решил ее своей каждодневной практической деятельности, чьи методы, приемы, технологии, методика заслуживают внимания и могут быть рекомендованы к распространению через систему открытых занятий.
Основным критерием для оценки эффективности применяемой системы или отдельных методов, монотехнологии или сочетание нескольких могут служить только достигнутые результаты – качество знаний, умения, навыков, приобретение профессиональных компетенций.
В планах работы на год намечаются кто из преподавателей будет проводить открытые занятия и с какой, методической целью.
Проведение открытых занятий рекомендуется планировать по следующей форме

Дата

Методическая цель

Учебная дисциплина

Вид учебного занятия

Кто проводит

Место проведения

 

Подготовка, проведение и анализ открытых занятий не предполагает обязательный, строгой последовательности шагов, возможны варианты:
- преподаватель дает характеристику группы, в которой  будет проводится занятие, потом рассказывает о проекте предстоящего урока, а затем связывает эти части, пояснив, где и как он учитывал те или иные особенности группы при планировании проекта урока;
- преподаватель в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности он учитывал.
Можно применять оба варианта одновременно.
Проект открытого урока, его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим преподавателем и зависят от его видения. Но обязательно нужно сказать о месте урока в данной теме, разделе, курсе, назвать цели, охарактеризовать отобранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор, называет структуру урока, распределения времени на различных этапах, обращает внимание на свои наработки, раскрывает их сущность, рассказывает в чем новизна, информирует и обосновывает отобранные средства обучения, знакомит с запасными методическими вариантами, прогнозирует учебные действия, реакцию, возможные результаты.
Конечно, что наибольшую ценность представят те новшества, которые хочет показать учитель и обоснованность любого выбора тех или иных действий преподавателя.
Цели проведения открытых уроков

Цель – это конечный результат урока, это образ желаемого результата. Главных целей открытых уроков может быть три:
- повышение квалификации тех, кто пришел  присутствовать на уроке;
- экспертиза коллегами новшеств, методик, разработанных преподавателем;
- саморазвитие преподавателя, стремление к постоянному повышению квалификации (и мнение коллег становится инструментом развития).
Методическая цель открытого учебного занятия может быть широкой или более узкой, что зависит и от опыта работы преподавателя и тех, кто будет присутствовать на занятии.
Если открытое занятие для преподавателей цикла, то целесообразно показать методику преподавания конкретной темы конкретного предмета, предпочтение самым трудным темам, недостаточно освещенных в методической литературе, или темам, которые важны для осуществления межпредметных связей.
Открытые занятия могут проводиться с целью оказания помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Методическая цель может быть и на темы методики применения деятельных технологий в практической подготовке специалиста, методике применения информационных технологий, методике использования проблемного, развивающего обучения, формирование профессиональных компетенций.
Методическая цель открытого занятия рассматривается на заседании ЦМК, а выбор темы, группы, представляется преподавателю.
При планировании открытых занятий нужно избегать погони за количеством в ущерб их качеству, целесообразно включать их на сентябрь, июнь.

Обоснование проекта открытого занятия

Для обоснования проекта нужно раскрыть те научные источники, которые лежат в основе проекта. На какие идеях они заимствованы, охарактеризовать диагностику личностей группы.
Преподаватель, насколько это возможно, раскрыл, как создавалась разработанная им методика. Он должен определить, что представляет собой им представленный проект с точки зрения новых методик:
- совершенствование, развитие, рационализация, оптимизация;
- заимствование и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;
- что-то возникло интуитивно, а что на основе здорового смысла.

Подготовка и реализация открытого занятия

Успех открытого занятия зависит, прежде всего, от квалификации преподавателя, опыта его работы, желания использовать инновации, обеспечение средствами обучения и, безусловно хорошей его подготовки к такому уроку не отличается от той, которая ведется преподавателем в  повседневной работе.
Сначала нужно определить цель урока:
1.Вся деятельность на уроке должна определяться этой целью, все ради этой цели, чему должны научить на данном уроке – ответ на этот вопрос и определяет цель. Но нельзя данное занятие рассматривать его изолированно от всего курса обучения. Этот урок должен занимать свое значимое место во всей череде уроков.
2. Определить набор приемов и методов обучения для данного занятия.
Они будут зависеть от поставленной цели и здесь руководствуемся простым правилом, чем больше органов чувств задействовано будет в процессе обучения, тем эффективным оно будет.
Другим моментом выбора приемов и методов будет состав студентов их количество, уровень их подготовленности, но главное, чтобы применяемые методы и все задания, упражнения соответствован их уровню и могли быть максимально эффективным.
3. Продумать и одобрить оснащение.
Это материальное оснащение: раздаточный материал, наглядные средства, ТСО, аудио- и видео, компьютеры, учебные пособия, таблицы, инструменты, лекарственные средства. Но следует помнить, чтобы соблюдалось чувство меры, не надо перегружать ТС, но в то же время проводить урок без оборудования, наглядности нельзя. Но чтобы все было исправлено и чтобы преподаватель умело пользовался данными средствами и чтобы оно способствовали достижению поставленных целей.
4. Распределить ход этапов урока по времени.
Все задуманное нужно вместить в 90 с 2-х часовое занятие – лекция, комбинированный урок или семинар, или 160 минут – практическое занятие.
В практике часто возникают проблемы со временем на уроке – его либо не хватает, или наоборот, остается лишнее время и преподаватель теряется, не знает, что в этих условиях делать. Поэтому планируйте так, что все успеть. Если же время в конце осталось, то это не так уж и страшно.
Заранее продумайте «резервные задания», чтобы их можно было выполнить бесконечно, и тогда вы всегда можете их занять. Но эти задания должны соответствовать главной цели урока ориентир – часы положить на стол.
5. Подготовить план урока.
Он должен быть максимально удобным для использования. Лучше писать на отдельных листах, крупно и четко положив на стол. Не стоит его часто брать в руки. Избегайте пользоваться старыми планами и тем более использовать чужой план. Но в плане должна быть полная подсказка хода урока. Какие могут быть сложности? Главная сложность, что студента всегда бывают с разным уровнем подготовленности, способностей и мотивации в учебе. Поэтому постарайтесь создать для себя активную группу, где будут наиболее подготовленные студенты и на них опираться.
Но это не значит, что остальных оставить пассивными, их нужно занять работой. Для них разработать свою систему заданий и упражнений и на них сосредоточить их на учебной деятельности, но эти задания должны быть выполнены ими. Но здесь нужно проводить эту дифференцию тактично и привлекать в сотрудничество с активной.
Чтобы не было проблемы с дисциплиной на уроке – нужно всех занять работой. Работая с одним студентом, не забывайте об остальных, ведь процесс обучения на уроке представляет собой многоплановую структуру, а поэтому включать разные виды работ с учетом поставленных задач и целей индивидуальных особенностей.
Пожалуй самой серьезной проблемой является отбор материала, который должны изучить. Поэтому нужно будет просмотреть самые свежие материалы из периодической, научной и методической литературы, изучить практическую сторону вопроса, ознакомиться со статистикой, динамикой развития. Все это соотнести с программой изучаемой дисциплины, требованиями ФГОС и конечно  отобрать самое главное, существенное хотя программы все более усложняются а уровень подготовленности школьников с каждым годом все хуже, да выбора среди абитуриентов почти нет. Отсюда преподаватель делая попытки включить весь объем не приводит к успеху, да и старался выдать все, не удается добиться усвоения существенного, поэтому всегда следует ставить реальные цели и посильные задачи.
В подготовке к открытому необходимую помощь преподавателю должны оказать председатель ЦМК, библиотека, методисты, заместитель директора по учебной работе, если на нем решаются методические проблемы всего педколлектива, заведующий практикой, если это занятие практическое.
Все предложения по проведению открытого занятия должно быть сделаны заранее до проведения занятия. План- конспект можно заранее обсудить на заседании ЦМК.
Чтобы посещение открытого занятия дало желаемый результат, присутствующие должны наблюдать учебно- воспитательный процесс не вообще, а в свете тех целей и задач, которые положены в его основу, а это поможет не только критически оценить свою систему работы, но и вызывали желания усовершенствовать ее.
Открытые занятия должны проводиться в обычной деловой обстановке. Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают подготовленные места, выбрать их так, чтобы меньше отвлекать студентов и дать возможность без поиск наблюдать за деятельностью преподавателя, и студентов.
Присутствующие должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать своего отношения в присутствии студентов к работе преподавателя. Перед присутствующими одна задача-  пронаблюдать как преподаватель достигает поставленной цели, с помощью как их методических приемов и средств обучения реализует задуманное, как используется время, как поддерживается активность, как идет восприятие материала, закрепление.
Свои наблюдения присутствующие могут отразить в краткой записки, которые помогут в последующем анализе и обсуждении.

Виды записи при наблюдении
Можно рекомендовать различные виды записей:- лист делят по вертикали пополам;
На левой стороне записывают ход занятия по его этапам, а на правой – делают пометки и предварительные выводы об эффективности применения тех или иных приемов, о реализации воспитательных, обучающих и развивающих задач;
- лист делят на 3 колонки-
в первый этапы урока, во 2-ой достоинство, в 3-ем – недостатки;
- лист делят на 3 колонки-
в первой ход занятия,
во второй – деятельность преподавателя,
в третьей-  деятельность студентов.

Проведение открытого урока.

Преподаватель старается реализовать продуманный замысел. Но учесть все факторы, влияющие на осуществление задуманного, невозможно. Нужно помнить, что преподаватель не должен стремиться выполнить проект урока любой ценой, независимо от возникших на уроке любых обстоятельств. Такой подход приведет к формализму и не будет совместной деятельности преподавателя и студентов. Поэтому учитель – мастер должен быть готов изменить проект в связи с изменившимися обстоятельствами, используя запасные варианты т.е. действовать экспромтом и такие подходы нельзя считать как недостаток, потому что способность к импровизации – один из показателей мастерства преподавателя.

Анализ открытого занятия.

Посещение и последующий анализ открытого занятия является составной частью внутриколледжного контроля за качеством обучения.
Для  проведения анализа посещаемости занятий необходимо знать не только методики, структуру построения и содержание материала занятий, но и требования, предъявляемые к любому типу современного учебного занятия.
Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуются весь комплекс образовательной, развивающей и  воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями типовой учебной программы и ФГОС СПО. Во время учебного занятия преподаватель в течение точного установленного времени руководит коллективной познавательной деятельности.
Чтобы обсуждать проведения открытого занятия, необходимо точно знать требования, предъявляемые к любому типу уроков и разнообразным видам учебной деятельности.

    1. Планомерность ведения занятия, которое должно проводиться по технологической карте (поурочный план) в соответствии с типовой учебной программой и КТП.
    2. Правильное определение ведущих целей обучения воспитательной:

         - обучающей,
- развивающей.

    1. Актуальность выбранной темы.
    2. Реализация на занятии дидактических принципов.
    3. Последовательность этапов и профессиональная направленность. Развитие у студентов клинического мышления, творческого самостоятельного подхода в приобретении знаний, многообразных видов и методов контроля.
    4. Научность подобранного материала, те соответствие современному состоянию медицинской науки, новейших лекарственных средств, применению инноваций, новых профессиональных стандартов, алгоритмов.
    5. Формирование и развитие у студентов положительных эмоций, мотивов познавательной деятельности, активности.
    6. Соблюдение педагогического такта, толерантности, педагогической  

     поддержки, учет индивидуальных способностей.

К посещению занятия нужно подготовиться:
- просмотреть методическую, учебную, научную литературу.
-  уточнить соответствие КТП.
-  уточнить структуру занятия и последовательность этапов.
- содержание учебного материала (учебник не позднее 5 лет)
- используемые технологии, методы и приемы.
-просмотреть журнал учебных занятий и обратить внимание на накопляемость оценок, качество знаний, посещаемость.
- ознакомиться с анализом ранее посещенных занятий.

Обсуждение открытого занятия, как правило, проводиться в день его проведения.
Цель обсуждения – оценить правильность поставленных целей, целесообразность выбранных методов и средств, помочь увидеть отдельные методические приемы, их эффективность.

Соблюдение принципов при анализе.

- принцип невмешательства-  нельзя вмешиваться в ход занятия, даже если видны грубые педагогические ошибки;
- принцип корректности: максимум доброжелательности и тактичности;
- принцип учета всех элементов урока при его наблюдении. Независимо от целей посещения фиксируются все виды деятельности преподавателя и студентов с учетом затраченного времени;
- принцип учета специфических особенностей учебной дисциплины и дифференцированного подхода к уровню подготовленности студента.
Обычно первое слово представляется преподавателю, проводившего занятие. Именно он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновая выбор методов и средств, успешности их применения. Надо стараться, чтобы выступление помогло присутствующим лучшее понять его педагогический замысел, особенности применяемых методов и приемов, назвал ведущие идеи, инновации, которые показывал преподаватель.
Специальный комментарий преподавателя будет необходим и тогда когда выставленные оценки не вполне соответствуют общепринятым нормативам, стандарта, поэтому что это не экзамен, а показательный урок.
При проведении обсуждений желательно, чтобы вопросы носили конкретный характер и не уводили обсуждения от поставленной цели.
в заключении выступает председатель ЦМК или методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают что было упущено, дают оценку приемам, методам, а также раскрывают методическую цель и формируют вывод о целесообразности используемого (показательного) опыта. Также отмечают недостатки, ошибки, советуют как совершенствовать технику.
Обычно анализ начинают с оценки правильности поставленной цели на занятии, учет возрастных особенностей, учет научности, связи с профессией, связь с практикой.
Даже разбирается структура занятия его организация, рациональное использование времени, как прививаются навыки самостоятельной работы. Какие источники знаний, добиваясь глубокого и прочного усвоения изучаемого материала.
Использование наглядности, ТСО – являются ли они источником для самостоятельного добывания знаний, рассуждений и выводов.
В случае если будут заданы вопросы приветствующими, то желательно, чтобы ответы носили объяснительные-  развивающий и информативно- познавательный характер. Но в самом начале четко оговорить время выступления (3-5’).

 

 

    
   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz