ГБОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж

 

 

Заседание цикловых методических комиссий

12 декабря 2011 года в колледже состоялось заседание цикловых методических комиссий. Присутствовало 44 преподавателя. На повестку было вынесено три вопроса:

  • Формы и методы работы с неуспевающими – докладчик Сулейманова Н. Р.
  • Предупреждение профессионального выгорания педагогов («Синдром хронической усталости») – докладчик Колпашникова Л.А.
  • Контроль мозга над весом – докладчик Дмитриевская Т. Г.

Все докладчики профессионально представили  интересную информацию по данным вопросам.
По первому вопросу выступила Сулейманова Н. Р. – преподаватель русского языка и литературы.

Наиля Рафиковна поделилась своим опытом работы с неуспевающими студентами и представила вниманию преподавателей возможные причины неуспеваемости  и типы неуспевающих студентов с учетом характера их мыслительной деятельности.

Первый тип:  учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению.
Второй тип:  учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности, но с отрицательным отношением к учению.
Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Итоги заседания подвёл Персанов В. В.  – методист колледжа, Заслуженный учитель РФ, который    ещё раз подчеркнул важность дифференцированного подхода в обучении неуспевающих студентов и призвал всех преподавателей  соблюдать все представленные Колпашниковой Л. Н. мероприятия по предупреждению профессионального выгорания педагогов.

 

Доклад Сулеймановой Н. Р.
Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности студентов, эта проблема продолжает существовать и по сей день.
Определенная трудность состоит в том, что невозможно дать преподавателям точный, универсальный методический совет.
Что же такое неуспеваемость?
Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки студентов требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, семестра, года).
Каковы причины неуспеваемости студентов?
Выделяют несколько причин:

  • Низкая эффективность и интенсивность учебной деятельности
  • Пропуски занятий
  • Несформированность познавательных мотивов и недисциплинированность
  • Эмоциональные и волевые нарушения
  • Несформированность знаний, умений и навыков
  • Низкий уровень познавательных способностей
  • Общая ослабленность организма
  • Слабый тип нервной системы
  • Сенсорные и речевые нарушения
  • Отсутствие дифференцированного подхода  преподавателей
  • Дефицит любви и заботы родителей

      Таким образом, в реальной жизни учащегося туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Психофизиологи считают, что часть названных проблем можно преодолеть с помощью педагогических технологий.
Исследователями изучались индивидуально-психологические особенности студентов, отчисленных по причинам неуспеваемости. По совокупным данным личностных тестов был составлен психологический портрет отчисленного или потенциально готового к отчислению студента. Ему присущи такие особенности, как:

  •  отсутствие эмоциональной устойчивости.  Они часто чувствуют себя беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме
  •  им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность.
  • студенты группы риска живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесет», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Студенты с такими характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.
  •  они не прилагают усилий к выполнению общественных и культурных норм. Такие люди склонны к  непостоянству и могут легко бросить начатое дело, отказаться от своих обязательств.
  •  для отчисленных студентов и студентов группы риска характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел.

   Исследования показывают, что у иногородних студентов изначально высокая самодисциплина в школе может значительно снижаться при переезде в общежитие в другом городе. Это связывается уменьшением влияния родительского контроля и невысоким преподавательским контролем посещения занятий, текущего восприятия информации, уровня знаний студентов.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

   Основная помощь учащимся  для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в учебное заведение бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
• создавать проблемные ситуации;
• активизировать самостоятельное мышление;
• организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
• выстраивать позитивные отношения с группой;
• проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с учащимися, не желающими учиться

  Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.
Задача педагога в этом случае:
• помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
• развивать ответственность;
• поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
• решение проблемных ситуаций;
• использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
• связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
• организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Как можно помочь слабоуспевающему ученику

Работа с неуспевающими детьми может осуществляться как на уроке, так и вне урока (дополнительные занятия).
Рекомендации:
В процессе контроля за подготовленностью студента
• Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
• Предложения студенту примерного плана ответа.
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
• Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала
• Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
• Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

В ходе самостоятельной работы на уроке
• Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение с сложных заданиях ряда простых.
• Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
• Напоминание приема и способа выполнения задания.
• Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
• Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
• Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
• Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы
• Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
• Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Виды работ со слабоуспевающими учениками
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа.
• Деформированные задания.
• Карточки - тренажеры.
• Творческие задания.
• “Карточки-информаторы”,
• “Карточки-с образцами решения”,
• “Карточки-конспекты”.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  • Индивидуальные дифференцированные задания.
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

          В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
    • слабому – выполнить посильный объем работы.
   
Наши контакты_____________________e-mail
2010 ГОУ СПО Кузнецкий медицинский колледж
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна сайтов медицинских учреждений
Hosted by uCoz